Бесплатная консультация
Заказать обратный звонок
Пн-Пт 09:00-18:00
    Москва, ул. Щербаковская, д.3    Семеновская

Реорганизация юридического лица

Реорганизация организации в современных условиях ведения российского бизнеса – довольно обычная процедура. Для юридических лиц эта процедура стала распространенным явлением. Причин для таких изменений в коммерческой среде может быть несколько:

  • расширение или сокращение юридического лица;
  • желание обойти налоговые проверки;
  • банкротство компании и т. д.

Действующее законодательство предусматривает несколько вариантов реорганизации компаний. Познакомимся с ними поближе.

Формы реорганизации организаций

Реорганизация – процесс прекращения деятельности юридического лица и переход его прав и обязанностей к другому (вновь образуемому). Исключением является выделение, при котором юрлицо не прекращает своей деятельности. Причины проведения реорганизации юридических лиц могут иметь различную природу, потому и вариантов может быть несколько. У всех у них есть как положительные, так и отрицательные стороны. Согласно российскому законодательству, реорганизация организации имеет пять форм:

  • присоединение,
  • слияние,
  • разделение,
  • выделение,
  • преобразование.

Кроме этого, законодательно утверждено четыре комбинированные формы реорганизации, объединившие разделение или выделение, слияние или присоединение.

Если требуется прекратить деятельность компании, то чаще всего выбор делается в пользу слияния, присоединения, а иногда и выделения.

Как правильно выбрать форму реорганизации

Само название формы реорганизации намекает на определенное решение, однако при ее выборе следует проявить осторожность и учесть все нюансы.

  • Реорганизация юридического лица путем присоединения выбирается в том случае, когда учредители собираются расширять бизнес. Тогда одна из компаний, которая принимает участие в процессе присоединения, остается в госреестре и изменяет свой устав, а вторая − прекращает свою деятельность. При использовании формы присоединения, в соответствии с передаточным актом, первой компании от второй переходят права и обязанности. Это отличная альтернатива ликвидации компании.
  • Похоже на присоединение выглядит реорганизация юридического лица в форме слияния. В случае слияния все участвующие юридические лица прекращают свое существование и исключаются из госреестра. В результате на свет появляется совершенно новая компания, которая и регистрируется в государственном реестре. Юридическому лицу, образованному в результате слияния, в соответствии с передаточным актом, переходят права и обязанности прежней компании. Такая форма может использоваться для расширения бизнеса либо для смены деятельности.
  • Существует особая отработанная схема, способствующая реорганизации юридического лица в форме выделения. Она популярна практически так же, как и слияние, но преследует иные цели. Согласно этой схеме новой компании выделяется часть обязательств и привилегий уже существующей фирмы. Одному или нескольким юридическим лицам переходят права и обязанности в соответствии с разделительным балансом. Им переносятся нулевые активы, а старой компании остаются все задолженности. Потом компанию с долгами закрывают из-за банкротства, что должно быть подтверждено и одобрено судом. Данный способ помогает избежать полной ликвидации или смены деятельности.
  • При реорганизации в виде преобразования меняется организационно-правовая форма предприятия. Например, ООО в результате преобразования может стать ОА. Однако ООО, как юридическое лицо, ни при каких обстоятельствах не может стать ИП, так как это физическое лицо. Таким образом, к вновь появившемуся юрлицу, согласно передаточному акту, переходят права и обязанности компании, которая была реорганизована.
  • При реорганизации, представляющей собой разделение, имущественные права и обязанности компании, в соответствии с разделительным балансом, будут переданы вновь созданному юридическому лицу. Это форма, противоположная слиянию.
  • При совмещенной реорганизации одновременно проводятся различные формы (к примеру, выделение со слиянием или разделением с присоединением). Как правило, в процессе участвуют 2 и более юридических лиц.
  • Смешанная форма предполагает, что в ней участвуют предприятия нескольких видов (например, АО и ООО).

Как инициируют реорганизацию

Реорганизация может проводиться:

  • добровольно – по решению участников или органа юридического лица, уполномоченного на это, что закреплено в учредительных документах. Если компании участвуют в слиянии или присоединении, заключается соответствующий договор. В нем перечисляется порядок и условия слияния или присоединения, как переводятся акции прежнего акционерного общества в новое. На общем собрании учредителей вновь созданного общества должен быть утвержден устав и проведены выборы наблюдательного совета или совета директоров новой компании, появившейся в результате преобразований;
  • принудительная реорганизация юридического лица, согласно законодательству, может осуществляться решением суда или уполномоченными государственными органами. Чаще всего она проходит в форме разделения либо выделения из состава одного юридического лица или нескольких.

Пошаговая инструкция добровольной реорганизации юридического лица

Каждый способ, в том числе присоединение или слияние юридического лица, имеет определенные нюансы. Поэтому в объединенной инструкции речь может идти только об общей последовательности действий.

Приведем порядок добровольной реорганизации:

  1. На общем собрании учредителей компании выносится решение, касающееся компании, а именно о смене или прекращении деятельности либо, наоборот, слиянии организаций. В связи с этим определяется, какой вид реорганизации подходит для намеченных целей. Решение должно быть единогласным и вместе с выбранным вариантом оформлено соответствующим документом.
  2. Общим голосованием выбирается лицо, которое будет главным в процессе реорганизации компании. Решение собрания документально фиксируется.
  3. О принятом решении по слиянию или другой реорганизации компании оповещается ИФНС. Вероятнее всего, после этого последует выездная налоговая проверка.
  4. О принятом решении также ставятся в известность кредиторы. Потенциальные кредиторы извещаются сообщением в прессе, а сотрудничающие – заказным письмом.
  5. Собирается пакет документов в соответствии с выбранной формой.
  6. Подготовленные бумаги подаются в ИФНС.
  7. После этого ИФНС выдает документы, которые подтверждают, что процесс прошел успешно.

При кажущейся простоте процесса его выполнение стоит доверить специалисту с соответствующим опытом работы. Он поможет провести слияние или реорганизацию другой формы спокойно, без неожиданностей, в рамках действующего законодательства.

Куда обратиться за услугами

ООО «БухПроКонсалтинг» оказывает услуги реорганизации в Москве и МО. У нас трудятся специалисты с юридическим образованием и большим опытом. Работая более 15 лет на рынке консалтинга, компания готова предложить высокое качество юридических услуг по слиянию компаний и проведению других форм реорганизации по приемлемой стоимости. Все пройдет в рамках действующего законодательства с учетом целей, поставленных учредителями.

Расчет стоимости и тарифы
Бухгалтерский учет может быть относительно простым, сложным и очень сложным, хотя принципы отражения финансово-хозяйственных операций в учетной системе едины для предприятий с различными видами деятельности и любой формы собственности.
Система налогооблажения
Тип отчетности
Количество документов Количество сотрудников
Итоговая стоимость: руб/месяц
* расчет стоимости бухгалтерских услуг носит предварительный характер
Заказать расчет
Мы организуем ведение учета на гораздо более выгодных условиях:
Выгодные тарифы -
от 9900 в месяц
Работа с командой
ведущих экспертов
Полное сопровождение
Минимизация налогов
Удаленный доступ к 1С
Все решения в одном месте
Гарантия результата
Контакты с налоговой берем на себя
Вам могут быть интересны другие наши услуги
Отзывы наших клиентов
  • Кочетков С.Р., коммерческий директор ООО «МОНОЛИТ»

    Мы занимаемся, оптовой торговлей и на рынке более 5 лет. С ООО «БухПроКонсалтинг» сотрудничаем недавно. До этого скитались по разным бухгалтерским фирмам, т.к. то не устраивало качество обслуживания, то дополнительные надбавки к стоимости и т.д.
    Но с самого начала работы ООО «БухПроКонсалтинг» провел бухгалтерский аудит за прошлые периоды работы нашей компании, проявил себя как надежный партнер, грамотный специалист и просто помощник в нашем бизнесе. В любую минуту они готовы к обсуждению и решению сложных проблем, связанных с ведением нашего бизнеса.
    Мы рекомендуем всем сотрудничать с ООО «БухПроКонсалтинг», вы приобретёте настоящих партнеров и помощников, знающих свое дело.

  • Кострова Е.Н., Менеджер по развитию бизнеса ООО «Бриз»

    Спасибо ООО «БухПроКонсалтинг» за качественное оказание нам услуг по ведению бухгалтерского учета и решению различных юридических вопросов. Компания ООО «БухПроКонсалтинг»-хороший и надеждый партнер с гибким подходом к клиенту и высоким профессионализмом в решении поставленных задач. Ваши специалисты действительно могут ВСЕ.

  • Петрова Н.А., генеральный директор ООО «ЮВЕНТА»

    Благодарим ООО «БухПроКонсалтинг» за помощь, начиная с открытия организации, регистрацию, консультации по видам налогообложения и прочим вопросам.
    В работе ваши специалисты педантичны, аккуратны, отзывчивы, с документами полный порядок, настоящие профессионалы своего дела. Они в курсе последних изменений законодательства в сфере бухгалтерского и налогового учета. Их консультации и решение вопросов нашей организации включены в плату за обслуживание и не оплачиваются отдельно
    Надеемся на ДОЛГОСРОЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.

Кто мы Мы команда профессионалов! Наше кредо - безвыходных
ситуаций не бывает!
Сомневаетесь? - Звоните!
Заказать звонок
×
Получите квалифицированную
помощь в течении 15 минут
в рабочее время!
*

Я подтверждаю свою дееспособность, даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Условиями

Отправить

* -обязательные для заполнения поля

Ваш вопрос принят,
ответ на него появится в ближайшее время!